Писать красиво нелегко


> > Писать красиво нелегко

Стоит ли учить ребёнка писать красиво, если вы сами большую часть письменной работы выполняете на компьютере? Очевидно, в будущем ему больше пригодится навык "слепого" письма на клавиатуре. Зачем же вырабатывать красивый почерк?

Действительно, в настоящее время любое личное письмо, отчет, заявление, можно просто набрать на компьютере и распечатать. Для чего же заставлять ребенка выводить аккуратные буковки?


Дело в том, что письменная речь тесно связана со становлением высших психических функций, необходимых для полноценного интеллектуального развития. Проще говоря, обучаясь письму, ребёнок развивается психологически и физиологически, достигая уровня, необходимого для усвоения более "сложных" знаний, овладения многими другими навыками.

Механизм письма

Как происходит процесс написания буквы?

  • Во-первых, необходимо распознать звук, которому соответствует буква. Услышать и понять, что нужно изобразить на бумаге. Затем вспомнить, как выглядит буква, выделить её из ряда других.
  • Во-вторых, определить для буквы место на листе бумаги, мысленно рассчитав её высоту, ширину, наклон, положение на строке.
  • В третьих, постоянно контролируя движения руки, вывести букву из отдельных элементов, постоянно сравнивая их с мысленным планом, по необходимости корректируя процесс.


Возможно, сейчас вы не в состоянии вспомнить, насколько это трудная, кропотливая работа, потому что у взрослого человека этот навык доведен до автоматизма.


Но на примере видно, что в процессе написания даже одной буквы участвуют слух, зрение, память, внимание, наглядно-образное, пространственное мышление, тонкая моторика руки, воля. Согласованность всех этих элементов обеспечивается взаимодействием различных мозговых структур.


Почерк у детей обычно начинает "портиться" в средней школе, так как навык становится автоматическим и красоте букв уделяется совсем мало внимания. В письме начинает ярко проявляться индивидуальность.

О чём расскажет почерк


Что давала детям каллиграфия, или, как назвали этот урок позднее, чистописание? Умение контролировать мелкие движения руки. Этот навык давался с большим трудом, так как использовались чернильные "перья", писать которыми сложно оттого, что от малейшего наклона ручки перо переставало писать или с него спадала клякса. Зато утомительные упражнения помогали вырабатывать, кроме красивого почерка, аккуратность, терпеливость, самообладание, волю.

  • "Некрасивый", небрежный почерк, для взрослого человека, в первую очередь признак слабой воли. А о каких проблемах могут рассказать особенности детского почерка?
  • Нажим - сила нажима говорит о количестве энергии, прилагаемой при письме, то есть о силе и работоспособности ребенка. Если нажим неравномерный, наклон букв меняется от строки к строке (а бывает, что и в одном слове), следует знать, что для ребенка характерна высокая чувствительность, нервность, внутренняя нестабильность.
  • Величина букв отражает отношение к себе. Крупные, выходящие за строчку буквы говорят о желании привлечь внимание к себе, а мелкие, неразборчивые, подстрочные - о стремлении спрятаться, быть незаметным. Когда же буквы меняют свой размер, то маленькие, то крупные, это может говорить о серьезных переживаниях или заболевании.
  • Различные "декоративные" элементы почерка - виньетки, "чёрточки", "хвостики", также являются способом привлечь внимание, выделиться, "приукрасить себя". Если эти элементы вычурны, округлы, с "завитушками" - есть склонность к мечтательности, отстраненности. Если же угловаты и резки - к конфликтности, жесткости.
  • Почерк - отражение не только индивидуальности ученика, но и его характера, настроения, особенностей развития, состояния здоровья. Будьте более внимательны к тетрадкам ребёнка, и тогда вы сможете вовремя заметить проблему и предотвратить дальнейшие трудности.