Семейное обучение. Причины перехода на домашнее обучение. Страхи родителей.


> > Семейное обучение

Законодательные особенности семейного обучения

 

 

В соответствии с ‌«Законом ‌об‌ ‌Образовании в Российской Федерации»‌ ‌ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, существует всего два варианта получения образования:

      - в образовательном учреждении (школа);

      - дома.

‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ домашнее обучение принято называть «самообразованием», ‌ ‌однако смысл процесса от этого не меняется.

 

ОГЭ и ЕГЭ (итоговые аттестации) проводятся исключительно в школе. Приказ Министерства Просвещения предполагает условия проведения, одинаковые для всех учеников. В тоже время форматы четвертных (промежуточных) и годовых аттестаций могут варьироваться в зависимости от конкретного учебного заведения.

 

В «Законе об образовании» говорится, что каждое учебное заведение самостоятельно утверждает формат и сроки проведения итоговой аттестации. Поэтому, все дети, получившие домашнее образование, проходят аттестацию в соответствии со школьным «Положением».

 

Формат и сроки, включая форму дистанционного контроля знаний, согласовываются на основании заявления родителей с администрацией учебного заведения.

Самостоятельное обучение детей осуществляется по утвержденной государственной программе. Родители выбирают как школьные учебники, так и авторские методики. Важен конечный результат и объем выполненной программы. Для преодоления возникающих в процессе обучения проблем родителями создаются специальные сообщества по обмену опытом.

 

Причины перехода на семейное обучение. 

 

Ещё десять лет назад семейное образование было редкостью, а сейчас всё больше родителей выбирают для своих детей обучение дома, как альтернативу общеобразовательной школе.

Для перевода ребёнка на семейную форму образования могут быть самые разные причины, но есть несколько основных. Одной из самых распространённых причин на сегодняшний день можно считать то, что большинство родителей очень скептически и без большой любви относятся к современной системе образования.

Сейчас школа всё больше становится жёсткой структурой, в которой многое осталось ещё от советского времени, а современное добавило что-то новое и не только хорошее. В итоге детям в школе сейчас приходится больше выживать, чем учиться, потому что эта система совершенно не настроена на отдельного человека.

Попадая в такие жёсткие условия, ребёнок должен либо принимать установленные правила, либо он начинает терять свою индивидуальность и особенность. Ведь каждый человек уникален и не правильно всех «причёсывать под одну гребёнку», как принято в современных школах.

 

Несовершенство системы школьного образования.

 

Дети все разные и для кого-то учебный процесс в том темпе, который предлагает общеобразовательное учреждение, совершенно не подходит. Поэтому многие родители находят современную школьную систему не подходящей для своих детей по стилю и темпу подачи знаний и не без основания опасаются, что ребёнок утратит желание учиться.

Есть дети, сложно воспринимающие информацию в том темпе и в том формате, который им предлагает класс в тридцать человек. И есть дети, которые, наоборот, уже давно всё ухватили, усвоили и ушли вперёд. Таким детям становится на уроках не интересно и они рискуют потерять мотивацию к учёбе. Вторая причина - желание родителей больше общаться с ребёнком

Кроме потери мотивации, есть ещё одна серьёзная причина для рассмотрения обучения на дому. Речь идёт о близости со своим ребёнком. Многие современные родители хотят сейчас больше общаться и проводить времени со своими детьми, но в таком вопросе главное – это не перегнуть палку.

Не стоит изолировать ребёнка от всего окружающего мира и замыкать только на общении в кругу семьи. Родители должны адекватно оценивать свои взгляды на такую ситуацию и понимать, что у ребёнка должна быть личная жизнь и общение вне стен дома. Почему сейчас многие родители стали задумываться о близости со своими детьми? Потому что ребёнок, посещающий обычную школу, практически не бывает дома и у него нет времени на общение с семьёй.

Уже в начальных классах дети проводят в стенах школы по 5-6 часов, потом идут на кружки и секции, а вечером не по одному часу делают уроки. Поэтому родители переводят ребёнка на домашнее обучение и предпочитают сами заниматься его воспитанием и образованием. Ведь для детей возраста начальной школы очень важно чувствовать поддержку и внимание своей семьи, а для этого надо проводить вместе гораздо больше времени, чем остаётся после уроков и выполнения домашнего задания.


Страхи, связанные с переходом на домашнее обучение.

Организация процесса.


Часто родители, недовольные современной школьной системой, даже не рассматривают переход ребёнка на семейную форму обучения. Причина кроется в укоренившихся страхах. Один из них – это страх организации учебного процесса. И здесь дело скорее в родителях, которые не уверены, смогут ли они в должной мере помогать ребёнку в учёбе. Потому что все дети разные и не каждому будет легко и просто организовать процесс обучения дома.

Но здесь стоит подумать о том, что не организованному ребёнку в обычной школе будет ещё сложнее наладить этапы прохождения обучения.


Социализация ребёнка


И второй страх, самый распространённый – это отсутствие социализации или общения со сверстниками. Этот страх активно внушался ещё со времён советского социалистического прошлого и был обоснован тем, что человек, воспитанный вне общества, не сможет стать его достойным и полноценным членом. Но к социализации это не имеет никакого отношения.

Наоборот, ребёнок, который с малолетства проводит время в такой системе, теряет свою индивидуальность и становится одним из винтиков большого механизма. А если ребёнок будет получать дома много тепла и душевной поддержки, он вырастит в здоровую личность, которая сможет выстраивать полноценные отношения с другими людьми.

Что касается общения со сверстниками, то у детей, которые не посещают школу и учатся дома, гораздо больше для этого свободного времени и возможностей.


Как правильно организовать обучение на дому


Не в каждой семье есть возможность и желание обучать детей на дому, поэтому семейное образование всё ещё редкость. Но, если родители уже задумались о таком варианте, то важно оценить общее согласие семьи в этом вопросе.

Родителям стоит задуматься о том, что после перевода ребёнка на семейное обучение, им придётся стать учителями и с головой окунуться в процесс учёбы. И здесь кроется опасность раствориться в ребёнке и забыть про свою собственную жизнь. А этого быть не должно.


Школьный процесс обучения строго регламентирован, а семейное образование позволяет отойти от этой строгости. Но в этом процессе нужна мера и правила, которые нужно соблюдать. Не стоит ожидать, что ребёнок встанет с утра и самостоятельно начнёт заниматься обучением.

Лучше всего для организации учебного процесса помогает расписание и распорядок, которого необходимо придерживаться. Тогда ребёнку будет легче привыкнуть к самодисциплине и не рассматривать обучение дома, как возможность отлынивать от работы.


Станет ли ребёнок учиться в школе или получит знания дома – выбор его семьи, но пусть этот выбор будет продиктован ни страхами и заблуждениями, а взвешенным решением и желанием сделать ребёнка счастливее.

 

Об авторе: Лев Павлов, доцент по кафедре высшей математики. VK

Обновлено 20.10.2021г.